Школьники со всей страны познакомились с природоподобными технологиями вместе с БФ «Система» и Фондом развития Физтех-школ

Благотворительный фонд «Система», Фонд развития Физтех-школ и Физтех-лицей им. П.Л. Капицы завершили первую Междисциплинарную школу природоподобных технологий, прошедшую в самом большом в стране Технопарке Физтех-лицея им. П.Л. Капицы в г. Долгопрудном (Московская область). Старшеклассники со всей России в рамках 8-ми дневной образовательной программы изучали биомиметику – имитацию моделей, систем и элементов природы с целью решения сложных человеческих проблем.  

Школьники, прошедшие конкурс на участие в смене, который составил более 10 человек на место, получили возможность познакомиться с перспективами инженерного образования и развить профессиональные навыки через проектную деятельность в сопровождении опытных экспертов и наставников.


Благотворительный фонд «Система» на протяжении многих лет реализует программы профориентации для мотивированных подростков. Мы знаем, с каким вниманием и добросовестностью коллеги из Фонда развития Физтех-школ и Физтех-лицея им. П.Л. Капицы подходят к каждому новому проекту и каждому его участнику. В начале года здесь прошла Междисциплинарная школа информационных и биотехнологий, а сейчас мы подводим итоги Междисциплинарной школы природоподобных технологий. Вместе с ведущими учеными, экспертами и крупнейшими работодателями страны в различных отраслях мы старались сделать программу смены действительно особенной, а самое главное – прикладной. Наивысшая оценка результатов для нас – желание ребят развиваться в выбранном направлении и их неугасающее стремление к новым знаниям,

– рассказал Дмитрий Турлаков, директор проектов в сфере образования и просвещения Благотворительного фонда «Система».


Участники смены прошли насыщенную образовательную программу (54 ак. часа) по природободобным технологиям – приняли участие в семинарских и практических занятиях, подкрепленных работой в лабораториях, реализации экспериментов и инженерных проектов, мастер-классах и интеллектуальных играх, инженерных соревнованиях и постерных сессии. Так, в рамках практических занятий школьники попробовали смоделировать комариное крыло на 3D принтере, вырастить силикатный сад, создать модель робота клопа-водомерки, смоделировать фасеточный глаз и колющесосущий аппарат комара.


Природоподобные технологии находятся на стыке нескольких наук, это синтез и синергия биологии, химии, физики, ИИ, инновационных решений. Смены у нас традиционно междисциплинарные – нам важно показать ребятам, что наука не ограничивается одним школьным предметом. Соответственно, природоподобные технологии сегодня используется практически в каждой сфере экономики. Если говорить про инженерное образование, то хороший инженер должен знать базовые навыки и естественно – научные дисциплины. Одна из задач данной образовательной программы – помочь школьникам выбрать своё направление или специальность. На этой Смене очень сильно были представлен профориентационный трек и проектная деятельность. И мы надеемся, что это помогает участникам Смены определиться, кем они будут через 5–10 лет, 

– рассказал Андрей Богданов, исполнительный директор Фонда развития Физтех-школ.


Помимо работы в лабораториях, школьники стали слушателями уникальных лекций от представителей научного сообщества – узнали, что такое квазибиологические структуры и биосенсорные системы, как сегодня развивается технология биопротезирования и как биомиметика может применяться в архитектуре. Лекцию о возможностях использования радиации – от ядерной медицины до энергетики нового поколения, ребятам провел вице-президент РАН, доктор химических наук Степан Калмыков. Одним из ярких событий смены для ребят стала экскурсия в один из ведущих научных центров в России и мире, проводящий исследования в области природоподобных технологий – НИЦ «Курчатовский институт». Экскурсанты смогли заглянуть в научные лаборатории, познакомиться с историческими объектами и лично пообщаться с сотрудниками Центра.


А еще – встретиться с представителями Благотворительного фонда «Система» и компаний-партнеров Фонда, чтобы узнать, какие профессиональные навыки востребованы у работодателей и с чего стоит начать свой карьерный путь в сфере высоких технологий.


Специфику работы современной фармацевтической компании в рамках встречи с участниками смены раскрыла Оксана Самусь, менеджер по подбору и адаптации персонала «Биннофарм Групп».


Общение с ребятами, которые потенциально могут стать нашими коллегами через несколько лет, – это неотъемлемая часть работы по привлечению персонала. Выбор места обучения, направление и специализацию, учитывая современное разнообразие профессий, когда ты учишься в старших классах, дается непросто. «Биннофарм Групп» готова рассказывать и показывать, как работают современные фармацевтические предприятия и становиться проводником в мир современных технологий. Мы всегда ждем молодых специалистов, нацеленных на профессиональное развитие и карьерный рост. Чтобы познакомиться с отраслью ближе, мы организуем стажировки и практики на наших площадках и в головном офисе. Участники Междисциплинарной школы природоподобных технологий – мотивированные и любознательные ребята. Именно в таких молодых специалистах мы и заинтересованы, 

– отмечает Татьяна Федченко, директор по персоналу и организационному развитию «Биннофарм Групп».


В завершение программы школьники презентовали командные проекты, разрабатываемые в течение смены. В последний день смены каждая из них была представлена перед экспертами – представителями научного сообщества и ведущих работодателей страны. По итогам защит были определены команды-победители – авторы лучших проектов.


Первое место заняла команда Семена Денисова, ученика МБОУ Лицей № 160 Республики Башкортостан, Богдана Шадрина, ученика МБОУ Лицей №18 Удмуртской Республики, Ярослава Васина, ученика СУНЦ Инженерный лицей-интернат КНИТУ КАИ Республики Татарстан и Игоря Перевозчикова, ученика Школа № 1352 города Москвы, с проектом «Жидкая линза» В проекте была реализована экспериментальная установка для получения линзы с регулируемым фокусным расстоянием. «Жидкая линза» представляет собой границу между водой и маслом. В такую систему жидкостей были опущены электроды цилиндрической формы. Подавая на электроды потенциал около 32 В, можно контролировать форму и кривизну поверхности раздела фаз масла и воды, тем самым установка позволяет получать различное фокусное расстояние линзы. Актуальность проекта не стоит под вопросом: такие технологии применяются в современных камерах, микроскопах и медицинских устройствах.


Второе место у команды Всеволода Босекова, ученика МБОУ «Гимназия» города Лесосибирска Красноярского края, Вячеслава Бережанского, ученика Успенской СОШ Московской области, Валерия Серегина, ученика Школы № 2101 города Москвы и Арины Кшнякиной, ученицы Физико-математического лицея №38 города Ульяновска, разработавшей проект «Биомиметическая модель осмометра». В процессе работы над проектом был создан прибор для измерения осмотического давления. Он представляет особой стеклянный цилиндр небольшого диаметра с герметичной целлофановой мембраной на одном концов цилиндра. Мембрана является полупроницаемой, она свободно пропускает молекулы воды, но при этом не пропускает молекулы растворенных веществ. При помещении такой мембраны вместе с цилиндром в исследуемый раствор, вода устремляется из раствора через мембрану в цилиндр, это приводит к увеличению уровня воды внутри него. Измеряя уровень жидкость можно рассчитать осмотическое давление внутри исследуемого раствора. Представленная установка позволяет моделировать процессы переноса вещества системы «раствор-клетка», что имеет большое практическое значение для современной биологии.


Почетное третье место у команды Алексея Кирейчева, ученика МБОУ СОШ №2 города Серпухова Московской области, с проектом «Модель Дондерса дыхательных систем человека и лягушки». В ходе проекта была реализована модель, демонстрирующая различия в дыхательных система человека и лягушки. Для контроля давления в системе использовался манометр – U-образная трубка с жидкостью, а различные этапы моделировались с помощью резиновой мембраны, которая сжималась и растягивалась при уменьшении и увеличении давления соответственно. Представленная модель отлично демонстрирует каждый этап дыхания, что позволяет сравнивать особенности данного процесса во время бега или при наличии легочных заболеваний.


Читайте также