БФ Система и «Микрон» подвели итоги зимней школы «Микроэлектроника. 157 уровень»

Лучшие студенты из шести ведущих технических вузов России (Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ),  Томский государственный университет (ТГУ), Астраханский государственный университет (АГУ), Томский политехнический университет (ТПУ), Московский авиационный институт (МАИ), Московский институт электронной техники (МИЭТ)) прошли обучение в зимней школе федеральной образовательной программы «Микроэлектроника. 157 уровень», организованной благотворительным фондом «Система» и «Микроном». В ходе программы студенческие команды прорабатывают проекты в области интернета вещей и цифровизации производства.

Зимняя очная школа включала образовательный интенсив, работу с наставниками и знакомство с технологическими процессами «Микрона», ведущего российского производителя микроэлектроники. Образовательная часть программы включала лекционные и семинарские занятия с ведущими специалистами МТС, Sistema_VC, МЕДСИ, «Микрона», Лаборатории Касперского, Сколково, «Кронштадт Аэро». Команды совместно с наставниками подготовили проекты к созданию прототипов, а также имели возможность пройти углубленную практику на микроэлектронном производстве, отработать навыки проектного и межличностного взаимодействия.

«Задача зимней школы - подвести промежуточные итоги, определить степень готовности каждого студенческого проекта и составить план необходимой доработки, - прокомментировала президент Благотворительного фонда «Система» Анна Янчевская. - В течение весенней сессии будет организована дистанционная работа с наставниками предприятий, чтобы удачно защитить проекты в мае».

«Новые рынки, включая интернет вещей и умный город, робототехнику и сенсорику - ниша для отечественных разработчиков и производителей. Мы это осознаем и всячески способствуем развитию новых идей и молодых талантов, - отметила Гульнара Хасьянова, генеральный директор ПАО «Микрон». - Лучшие проекты могут быть приняты в серийное производство «Микроном» и предприятиями-партнерами».

По итогам зимней школы участники отмечают серьезность проработки задач и уверены, что такое плотное взаимодействие и погружение в реалии производства дает уникальный полезный опыт, который невозможен в обычной жизни.

Лилия Кирьянова, проректор по внешним связям ТПУ: «Раньше система образования следовала за производством. Появлялась технология и только затем для нее готовили кадры. Сегодня же скорость развития современного высокотехнологичного производства предполагает, что студенты еще в процессе обучения сами участвуют в создании новых технологий. Как ведущий инженерный университет мы стремимся предоставлять нашим ребятам возможности работать над реальными проектами ведущих компаний страны. И проект «Микроэлектроника. 157 уровень» как раз является внедрением опыта и потребностей реального бизнеса в университетское образование».

Михаил Гладышев, АГУ: «После зимней школы мы поняли перспективы дальнейшего развития своего проекта. Наряду с инновационностью проекта нам необходимо сделать его привлекательным для выдвижения на рынок». По мнению студентов АГУ, такой опыт можно адаптировать под региональную специфику и внести корректировки в проектные решения, которые могут быть интересны лидерам производства».

Андрей Никитин, ТПУ: «Для нас участие в данной программе — прямой контакт с предприятиями, посещение производства, общение с передовыми специалистами — стало открытием новых горизонтов. Мы получили не только знания о реалиях рынка и запросах производства, но и массу положительных эмоций и полезных контактов».

Александр Лазарев, МИЭТ: «Программа – возможность поработать над интересными и полезными для цифровой экономики проектами и найти, и пообщаться с единомышленниками из ведущих технических вузов и компаний-производителей».

Кирилл Тюндеров, ТПУ: «Участие в проекте — это огромная возможность сделать что-то действительно важное и нужное. Он направлен на интеграцию в реальные производства и непосредственную работу с производственными объектами. Работа в таком проекте мощно прокачает все наши навыки. Нас очень заражает энтузиазм и готовность экспертов к сотрудничеству и передаче своих опыта и знаний».

Владислав Бобров, ДВФУ: «Это хороший старт для начинающих специалистов, где проекты прорабатываются под реальные условия и запросы рынка. Наш проект направлен на разработку активной RFID-метки специального назначения, над которой продолжим работать после завершения программы».

Александр Киреев, ТГУ: «Недавно в России произошли трагические события, связанные со взрывами газа в квартирах. В связи с этим необходима система, которая будет заранее оповещать о неисправностях или опасностях. Мы разрабатываем систему датчиков, детектирующих утечку газа».

На финальном этапе программы команды совместно с наставниками предприятий будут дорабатывать свои проекты дистанционно, чтобы презентовать их на следующей очной сессии, которая состоится в мае.

Среди проектов в проработке:

- Нейростимулятор DBS/SСS для лечения хронических болевых синдромов, двигательных нарушений, эпилепсии, болезни Паркинсона, депрессии и мигрени (ДВФУ);

- Bluetooth метка (RFID) для идентификации персонала на производстве и мониторинга состояния  объектов на всех производственных этапах, а также транспортировки и хранения (ДВФУ);

- Система датчиков утечки газа для обеспечения безопасности в газифицированных помещениях (ТГУ);

- Устройство передачи данных по домовым энергосетям (ТГУ);

- Анализатор динамических газовых сред на основе диодной лазерной спектроскопии для технических систем и магистралей (МАИ);

- Нейросетевая система сопровождения подвижного объекта с использованием технического зрения (МАИ);

- Образовательный модуль обучения основам схемотехники и теории автоматического управления (ТАУ) (АГУ);

- Ошейник ILP для идентификации и определения местоположения домашних животных (МАИ);

- Эко мониторинг (МАИ);

- Система контроля уровня освещенности на базе AC-DC LED-драйверов хранения (АГУ);

- Автоматизированная система хранения, выдачи и учета инструментов на промышленных предприятиях (АГУ);

- Система автоматизации производственного планирования и использования ресурсов производства (ТПУ);

- Адаптивная система управления двигателями постоянного тока (МИЭТ);

-  Плата управления для модуля загрузки пластин на микроэлектронном производстве (МИЭТ);

- Коллективно взаимодействующие автономные роботы-уборщики (МИЭТ);

- Коллективное взаимодействие в задаче группового управления роботами

- Логгер измерения концентрации СО2 для государственных муниципальных учреждений на NBIoT модуле (МИЭТ).