Санкт-Петербургские ведомости: Ищу человека. Как в Ленобласти испытывают новые технологии поиска пропавших"

Ленобласть, полигон размером с футбольное поле, погода дрянь: промозгло, порывы ветра до 16 м/с, что-то сыплется с неба. В таких условиях «магазинные» квадрокоптеры обычно не летают. А надо, чтобы летали, потому что искать человека, в том числе с воздуха, приходится в любую погоду. Благотворительный фонд «Система» собрал призовой фонд 75 млн рублей: за полтора года технари должны придумать новые поисковые решения. Заявки на участие принимаются до 31 марта, уже заявились 128 команд из 40 городов. Пока идут учения.


Счет на часы


- Под низкий лапник не ложиться. Можно под елочку. В общем, нужно, чтобы хотя бы ноги торчали, - Елена Кузнецова из поисково-спасательного отряда «Экстремум» инструктирует статистов.

Это те, на ком отрабатывают операции по спасению. Только на рядовых поисковых учениях добровольцев статистом можете стать хоть вы, а тут - опытные спасатели. Они здесь в качестве экспертов: на себе проверяют, работает ли тот или иной прототип.

По информации от МВД, за 2017 год на территории России пропали 83 тысячи 923 человека. Найдены меньше половины. Было бы еще меньше, если бы не волонтеры. У нас на Северо-Западе объединение добровольных спасателей «Экстремум» за 10 лет так себя проявило, что сейчас все сигналы о «потеряшках» МЧС дублирует им.

- За 2018 год только в Ленобласти более 1600 человек попали в ситуацию, когда вынуждены были обратиться к спасателям, - говорит председатель коллегии «Экстремума» Борис Лейтес. - Ресурсы спасателей небезграничны. Без новых решений невозможно развиваться дальше.

Зимой они ищут «елочников» и любителей зимней рыбалки (недавний случай: мужик шел по льду в сторону Кронштадта, заплутал в метели), но таких заявок штук по десять в месяц. А с середины августа по середину сентября не продохнуть, до 800 заявок. Одних потерявшихся грибников больше, чем добровольных спасателей.

Если заблудился зимой, счет идет на часы. Летом некоторых заплутавших и через 20 дней находили, уже в сооруженном шалаше, но доконать может и одно «утро в сосновом бору»: прошелся по утренней росе, ноги мокрые, переохлаждение, к вечеру жар и пневмония.

В июле 2018 года фонд «Система» при поддержке Минкомсвязи РФ запустил инициативу «Одиссея» - конкурс на создание комплексного поискового решения. Чтобы находить в любую погоду не более чем за 10 часов и не столько физическими силами, сколько техническими. Заручились поддержкой самих поисковиков - из «Лизы Алерт», «Ангела», «Совы», «Маяка».

Команды-конкурсанты - из преподавателей и студентов вузов, сотрудников НИИ и технических компаний, но все выступают не от своих мест работы, а как физические лица. И допущены только те, чья проектная документация прошла экспертизу.

Не свиристеть!


- Лежащие и ходящие! Если увидите летящий предмет - игнорируйте, никак не обозначайтесь, - Елена Кузнецова продолжает инструктаж.

Статисты должны «потеряться» на квадратах площадью километр на километр и имитировать две модели поведения заблудившегося: либо активно бродить, либо лечь и замереть. Команды должны их вычислить с помощью своих разработок не более чем за час. Это еще не конкурсная программа, а только учения - чтобы команды в первом приближении поняли, что работает, а что нет.

Первые учения были в феврале в Московской области, тогда, к примеру, опробовали сейсмодатчики: улавливают инфразвуковые волны от шагов. На испытаниях в Ленобласти были сплошь беспилотники - от квадрокоптера до самолетного типа.

...Разрешение на полеты получено, согласованная высота - до 250 м. С полигона поднялся квадрокоптер, завис в воздухе, вдруг как заголосит - и улетел восвояси. Этот летун с динамиком пригодится в поиске людей, которые при мобильниках и могут быть на связи с поисковиками: услышат летящую сирену, сообщат поисковикам, те зафиксируют координаты беспилотника, а следовательно, и человека.

Статисты доносят свое мнение: надо пробовать другой звук, этот не выделяется из природного фона и смахивает на пение свиристеля. Технари говорят: пробовали запускать беспилотник с левитановским сообщением «Говорит Москва». Пауза. Все сообща приходят к выводу: потерявшийся человек и так отчаялся; если ему еще что-то вещать с небес - это перебор.

Парень, представитель другой команды, вертит самолет, как партнершу в акробатическом рок-н-ролле. «Компас калибрую», - поясняет. Разбегается, запускает беспилотник, «самолет» с камерой стремительно облетает пространство, данные передает на компьютер. Вроде бы все просто. Но летом с высоты камера увидит только кроны деревьев. Надо думать дальше.

Кто в лес

- «Проект «Одиссея» призван стимулировать развитие технологий, которые могут спасти огромное количество жизней», - говорит Виталий Афонькин, технический директор конкурса «Одиссея».

Взять какое-нибудь готовое зарубежное ноу-хау не выйдет.

- За рубежом больше работают на профилактику, - объясняет Виталий Афонькин. - Там, если человек живет на территории, где может потеряться (на Аляске, скажем), он платит абонентскую плату за пользование особыми «маячками»: если что-то случается, нажимает кнопку - прилетает вертолет. У нас другой менталитет. Какая там абонентская плата! Бабушка по грибы идет - мобильник дома оставляет, «чтобы не потерять».

- Вы поймите, ни в одной стране нет таких исходных данных, - комментирует Александра Саминская, спасатель отряда «Экстремум». - Огромная территория, очень разноплановый лес. В районе Петербурга мы получаем, грубо говоря, таежный лес и массу людей, которые этого леса не знают, но при этом желают съездить в выходные на природу.

Сил добровольцев всегда будет не хватать, говорит Александра, тем более что из года в год количество заявок о потерявшихся растет. Почему? В целом все больше людей, живущих и в городах, и за городом. Кроме того, повышается техническая осведомленность: уже понимают, что, потерявшись, надо сначала 112 набирать, а не сажать батарейку, названивая родным и друзьям.

...Из 75 млн рублей призового фонда конкурса «Одиссея» 30 млн - гранты: их на разных этапах будут получать лучшие команды на доработку технологий. Остальные 45 млн - призовые трем командам-лидерам. В апреле - очередные учения, где-то в Центральной части России. С каждым этапом сложность заданий будет возрастать. В финале в октябре задание будет такое: в лесу на площади 10 на 10 километров найти человека не более чем за 10 часов.


Анастасия Долгошева.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 049 (6402) от 19.03.2019 под заголовком «Найти потерявшегося».

Источник: Санкт-Петербургские ведомости