На ВЭФ обсудили важность развития сверхкомпетенций

8 сентября, в рамках молодежного дня VII Восточного экономического форума состоялась сессия «Сверхкомпетенции: путь сокращения времени трудоустройства». Выступающие заметили, что в условиях быстро меняющихся реалий рынка труда все большее значение приобретают сверхкомпетенции, которые важно развивать уже с 1-го курса.


Руководитель департамента оценки и методологии АНО «Россия – страна возможностей» Дмитрий Гужеля заметил, что в развитии надпрофессиональных компетенций студента задействовано четыре актора: сам студент, который прошел оценку в Центре компетенций АНО «Россия – страна возможностей», университет, который ему помогает, работодатель и регион как работодатель.


Если все эти четыре актора по развитию компетенций не будут работать вместе, на одной платформе, к сожалению, результата не будет, 

– подчеркнул он.


По его словам, очень важно повышать мотивированность не только студентов, вовлекая их в проекты акторов молодежной политики, но и регионов и работодателей.

У нас есть хорошая практика, когда несколько субъектов РФ включаются как макрозаказчики, которые собирают под собой работодателей регионального уровня и совместно решают задачи по снижению оттока кадров из региона, по привлечению самых умных, талантливых. У нас есть положительный опыт с Республикой Саха (Якутия), ЯНАО, Нижегородской областью. В этих регионах молодые кадры очень нужны, но привлечь их крайне сложно, а за счет совместной системной работы региону удаётся не допустить оттока и еще привлечь профессионалов из других субъектов, 

– пояснил Дмитрий Гужеля.


Он добавил, что, выстраивая траекторию развития студента, необходимо ориентироваться на то, какие надпрофессиональные компетенции важны для того или иного работодателя.

Практикоориентированность и ориентация на работодателя важна не только в профессиональных компетенциях, но и в надпрофессиональных. Результаты исследования департамента оценки и методологии АНО «Россия – страна возможностей», которое мы проводили в прошлом и позапрошлом году, показали значительные расхождения во мнениях среди работодателей, представителей университетов и студентов. Работодатели хотят видеть молодых специалистов с определенным набором надпрофессиональных компетенций, в то же время студенты считают важными иные компетенции, университеты же работают в своей парадигме и делают упор на развитие других компетенций. Интересно, что многие студенты удивляются, когда личностный профиль, который приходит по результатам диагностики в Центре компетенций АНО «Россия – страна возможностей», отличается от того, как они себя представляют. Здесь и начинается тот самый процесс перестройки, в котором университет должен принимать самое непосредственное участие, 

– сказал Дмитрий Гужеля.


Проректор НИУ «ВШЭ» Дмитрий Земцов отметил, что молодежная политика должна быть направлена на то, чтобы студенты как можно раньше деятельно включались в жизнь страны.

Мы проводили по заказу профильной комиссии Госсовета очень обширное исследование международного опыта работы с молодежью. Один из наших выводов – независимо от геополитических пристрастий, независимо от логики управления страной, независимо от того, в какой части земного шара она находится, у молодежной политики в части студенчества примерно один вектор – это вектор помощи студенту как можно раньше деятельно включиться в жизнь страны. Весь мир борется за то, чтобы студент как можно раньше почувствовал себя человеком, включенным в страновую экономику, 

– сказал он.


Научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгений Сженов указал, что важно обнаружить недостающие надпрофессиональные навыки, а это возможно, пройдя, например, диагностику в Центре компетенций АНО «Россия – страна возможностей», и уделить внимание именно их развитию.


Проблема в том, что практическим вещам нас учат люди, которые неуспешны. Учить должны те, кто лучше, учить должны те, кто умеют. Конечно, в СПО это очень четко прослеживается, в СПО этот путь быстрее пройти. Проект «Профессионалитет» уже запустился, он дает новое качество диалога – представителей реального сектора экономики, работодателей, в том числе высокотехнологичной промышленности и образовательных организаций, где вместе рождаются компетенции,

 – отметил Евгений Сженов.


В свою очередь, модератор дискуссии, президент благотворительного фонда «Система» Оксана Косаченко подытожила, что выпускник, обладающий такими навыками как системное мышление, трендвотчинг, экологичность, этика и ценности, умение управлять изменениями будет более востребован для крупных работодателей.

Но сверхкомпетенции – это необязательное условие. Потому что никто не отменял академические знания. Дополнительное образование – это здорово, когда оно накладывается на хорошую понятную успеваемость. При этом совсем необязательно быть отличником для того, чтобы оказаться хорошим работником. Я студентам желаю запастись терпением и помимо основных знаний получать дополнительные. Сейчас для этого существует огромное количество всякого рода платформ, 

– указала она.


В марте мы начали немного переживать, потому что ряд западных образовательных платформ временно приостановили свою работу, но вот тут импортозамещение произошло на ура. У нас все есть свое. Причем очень хорошо адаптировано. Прекрасно, что все крупные работодатели создают свои и корпуниверситеты, и программы дополнительного образования для будущих сотрудников. Таким образом мы приземляем студента на ту почву, которая будет благодатна, которая с удовольствием этих студентов, выпускников будет принимать. Поэтому сверхкомпетенции – это не must have – это наше пожелание, просто мы как сверхкорпорации хотим сверхсотрудников,

 – заключила Оксана Косаченко.