261827351

Благотворительный фонд «Система» открывает для посетителей уникальную выставку Жерара Делабарта в Русском музее

Михайловский замок, 25 и 26 ноября в часы работы музея, в рамках Международного дня благотворительности вход свободный

В собрании Русского музея хранится уникальная серия видов Москвы, исполненная на рубеже XVIII и XIX столетий по заказам Екатерины II и Павла I художником Жераром Делабартом. Эта серия важна и интересна не только как историко-художественный документ, но и тем, что в ней живо и непосредственно зафиксирована обыденная жизнь москвичей – манера их поведения, одежды, прически. Полностью эта серия никогда не показывалась.

Выставка в Михайловском замке представит 15 картин из московской серии Жерара Делабарта, поступивших в музей в 1931 году из Александровского дворца в Царском Селе и никогда прежде не экспонировавшихся в полном объеме. В экспозицию для сравнения вошли практически одновременные виды Москвы, исполненные художником И. В. Мошковым (1778–1845) и гравюры с изображением пожара Москвы при захвате ее Наполеоном, где в пейзажных фонах использованы ведуты Делабарта. В выставку вошли и 15 графюр с видами Москвы, 6 рисунков, фарфоровые фигурки, вазы, мебель. Уникальная особенность – сотрудники музея представят также 6 комплектов костюмов конца 18-начала 19 века, полностью воссоздающих образы героев картин Делабарта.

Жерар Делабарт — французский живописец и акварелист, работавший в России с 1787 по 1810 год. В конце 1780-х Делабарт писал виды Царского Села, а во второй половине 1790-х создал серию акварельных и живописных видов Москвы и ее окрестностей, получивших широкую известность благодаря сделанным с них гравюрам. Делабарт зарекомендовал себя как умелый живописец, равно успешно проявляющий себя и как пейзажист, и как видописец, и как «фигурист», умевший передать бойкую повседневную жизнь многолюдного города.

Екатерина II, по собственному признанию, «вовсе не любила Москву». Москва вызывала у нее неприязнь своей средневековой нестройностью и обветшалостью, «чрезмерной величиной», «огромностью площадей», обилием «нищих, воров, бесполезных слуг в домах», «роскошью и бездельем». Заказывая серию картин, она хотела увидеть Москву, запечатленную в ярком своеобразии и контрастах ее облика и быта. Именно поэтому в качестве исполнителя ее выбор пал на Делабарта, даровитого изобразителя народной жизни города. Художник не был связан предписаниями; от него не требовалось изображать архитектурные новинки. Он был волен изобразить то, что, по его мнению, «достойно любопытства» в этом огромном диковинном для иностранца городе.

Делабарт пишет не отдельные улицы или местности — он стремится запечатлеть портрет городского пространства. Москва представляется ему исполненной простора, несвойственного западным городам. Этот простор наполнен городскими типами: Делабарт видит множественность людей в разнообразии их социального положения и одновременно в их близости и сопричастности друг другу.

В отличие от Екатерины, Павлу нравилась Москва: он находил, что здесь к нему относятся лучше, чем в Петербурге. Павел заказал Делабарту шесть полотен: два панорамных вида Москвы и четыре картины, относящиеся к поездкам императора по московским окрестностям. Две панорамы исполнены в высоком, «одическом» строе: архитектура выдвигается на первый план, кремлевские строения получают более четкую и детальную проработку. Фигуры, выдвинутые на авансцену, более не составляют городскую толпу, но олицетворяют основные общественные должности.

Мероприятие проводится в рамках #Щедроговторника — Международного дня благотворительности, который во второй раз пройдет в России 28 ноября 2017 года. Цель #ЩедрогоВторника — объединение НКО, бизнеса, государственных учреждений, инициативных групп и частных лиц ради популяризации благотворительности.