Прием заявок закрыт. Следите за обновлениями!
faq
Мы ищем истории, которые сочетают увлекательный сюжет и яркое, научно обоснованное видение будущего. Тема года — дополненная личность.
В основе сюжета должна лежать достоверная гипотеза, опирающаяся на научные факты и исследования, причем не обязательно естественнонаучные: приветствуется обращение к социологии, антропологии, лингвистике, а также комбинация различных теорий. Мы хотим увидеть работы, в которых авторы покажут неоднозначность, сложность технологий, представят несколько точек зрения на взаимодействие науки, техники, политики, психологии и этики.
Объем текста — не менее 10 000 и не более 80 000 знаков с пробелами. Текст должен быть написан на русском языке, быть оригинальным и ранее не опубликованным.
● степень соответствия теме года;
● наличие в тексте научно-обоснованных гипотез;
● новизна научно-фантастического сюжета;
● оригинальность изложения
В жюри входят профессиональные писатели, литературные критики и ученые:
• Анастасия Завозова — литературный критик, главный редактор книжного аудиосервиса Storytel, книжный обозреватель журналов Esquire, «Афиша», проекта «Горький», переводчик романов Донны Тартт, Эммы Клайн, Ханьи Янагихары и др.;
• Сергей и Марина Дяченко — писатели-фантасты, лауреаты более ста российских, украинских и европейских премий. В соавторстве написали более 28 романов, сотни повестей и рассказов, а также более 30 сценариев для художественных фильмов и сериалов («Обитаемый остров», «Белая гвардия» и др.);
• Мария Фаликман — когнитивный психолог, переводчик, доктор психологических наук, преподаватель МГУ, руководитель департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ; автор более 150 публикаций о когнитивных исследованиях, лектор проектов InLiberty, «Теории и практики», один из экспертов программы «Физики и лирики» на радио «Маяк», популяризатор когнитивной психологии и когнитивной науки;
• Артем Хлебников — победитель первого сезона премии «Будущее время», исследователь американского кино, преподаватель русского языка и литературы;
• Алиса Чумаченко — серийный предприниматель и специалист по гейм-индустрии, создательница Game Insight, а также стартапа Gosu.ai (тренировочная платформа для геймеров на основе искусственного интеллекта), который привлек более 2,5 млн долларов инвестиций;
• Григорий Юдин — социолог, философ, профессор Шанинки (Московская высшая школа социальных и экономических наук), старший научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ; сотрудничает с проектами «Арзамас», «ПостНаука», изданиями «Коммерсантъ», «Ведомости», «Гефтер» и др.; эксперт московского центра «Карнеги» и рубрики «Особое мнение» на радиостанции «Эхо Москвы».
Чтобы подать заявку на участие в литературном конкурсе, нужно заполнить форму на сайте и прикрепить рассказ в виде PDF-файла. Внутри PDF-файла с рассказом не должно быть ни названия, ни указания автора. В противном случае работа не будет рассмотрена.
Все личные данные и название следует указать ТОЛЬКО в анкете при подаче заявки.
Любой желающий, достигший 18 лет.
Не позднее 15 августа.
Призовой фонд конкурса составит 1 000 000 рублей: победитель получит 500 000 рублей, лауреаты — 100 000 рублей каждый. Рассказы, вошедшие в шорт-лист, будут изданы в виде сборника с переводом на английский язык.
С помощью этого конкурса мы хотим раскрыть и развить потенциал жанра, найти новых авторов, чьи смелые идеи выведут российскую фантастику на международный уровень. Мы предлагаем посмотреть на научную фантастику как на способ мышления, чтобы описать, что происходит в обществе, переживающем технологический бум, и, конечно, заглянуть в будущее — предвосхитить глобальные перемены (технологические, социальные, культурные) и попытаться увидеть и оценить последствия этих изменений.
● в жюри конкурса не только писатели и литературные критики, но и ученые
● участвовать в конкурсе может каждый (единственное ограничение — возраст не менее 18 лет)
● для всех участников определена тема (в 2019 году - дополненная личность)
● лучшие рассказы будут изданы в виде сборника и переведены на английский язык
Формат открытого литературного конкурса лучше всего подходит для того, чтобы новые авторы (возможно, пишущие в стол) получили возможность заявить о себе.
"Рассказ – один из самых трудных жанров для писателя, и из-за этого, возможно, начинающие писатели обращаются к нему гораздо реже. Конкурс «Будущее время» – это в первую очередь попытка найти новые сильные голоса, которые могут справиться с изначально более трудной литературной задачей – уместить на небольшом пространстве целый новый мир и, таким образом, сразу многое сказать о себе, – говорит председатель жюри премии 2019 года Анастасия Завозова.
Организатор конкурса — благотворительный фонд «Система», реализующий проекты, направленные на развитие творческого потенциала в технологической среде, повышение уровня технологической грамотности и понимания современных технологий в обществе.
Галина Юзефович, литературный критик и журналист:
«У современной русской словесности много проблем, но две из них кажутся мне особенно болезненными – причем главным образом для читателя. Во-первых, замечательный и очень важный жанр рассказа из-за многолетнего издательского небрежения пребывает в упадке: устойчивая легенда гласит, что малая проза плохо продается, а значит, печатать (и в конечном счете писать) ее не имеет смысла. А во-вторых, наша литература искусственно расколота на «фантастику» и «серьезную прозу» - как будто это в самом деле взаимоисключающие понятия. Мне кажется, что премия «Будущее время» - вполне реальный шанс если не решить обе эти проблемы сразу, то во всяком случае сделать шаг в нужную сторону».
Артем Зубов, кандидат филологических наук, преподаватель Кафедры общей словесности Филологического факультета МГУ:
«Самая популярная фантастика в мире сейчас – англоязычная, в первую очередь американская. Она постоянно получает приток новых сил из экзотических стран (так называемой «периферии» — стран Третьего мира). В последние годы вес приобрело направление афрофутуризм — это фантастика, написанная писателями африканского происхождения. «Черные» фантасты были в Америке и в 1960-е, 1970-е гг. и позже (Сэмюэль Дилэни, Октавия Батлер – самые известные имена). Принципиальное отличие нового поколения – это выходцы из Африки, которые получили образование в США и потом вернулись на родину. В своей прозе они спрашивают: что ты берешь с собой, когда покидаешь родину? Можно ли в путешествии сохранить свою культуру? Как тебя меняет путешествие и с чем ты возвращаешься?
В первых эшелонах афрофутуризма сейчас Ннеди Окорафор, создательница цикла новелл о Бинти, и Нора Кейт Джемисин, автор трилогии «Разрушенная земля» (The Broken Earth). Обе – обладательницы престижных премий Хьюго и Небьюла, обе читают курсы по творческому письму в американских университетах.
Другое сильное направление, скорее, британское, чем американское – new weird. Оно возникло в начале 2000-х гг. Если афрофутуризм – течение, возникшее стихийно, то new weird – полноценная «школа», у которой есть свой манифест, свои идеологи, своя политика. Чайна Мьевилль, Джефф Вандермеер – имена, хорошо известные русскоязычному читателю. Их романы переводятся и переиздаются в России, в отличие, скажем, от тех же «афрофутуристов» — они переводятся меньше. К слову, последний роман британца Чайны Мьевилля посвящен ни много ни мало русской революции 1917 года!».
Артем Зубов, кандидат филологических наук, преподаватель Кафедры общей словесности Филологического факультета МГУ:
«Короткий ответ – никакое. Более развернутый, оправдательный ответ – исторически сложилось, что на русский язык переводят литературы в разы больше, чем с русского. Это касается не только жанровой литературы, но вообще литературы в России. Из русскоязычных фантастов за рубежом известны, разумеется, Стругацкие. Из современного – «Метро» Глуховского. Может, еще кто-то.
Думаю, если зарубежный читатель и решает почитать что-то русское, то здесь, скорее, работает элемент экзотики – а ее-то он и не находит. Это не означает, что нужно бросаться писать про «космические балалайки» и «атаку матрешек-андроидов» лишь бы порадовать западного читателя. Но включиться в диалог, который происходит между разными национальными традициями научной фантастики, – безусловно, надо. Задача конкурса как раз в том и состоит, чтобы привлечь талантливых людей к важной теме, чтобы они увидели проблемы, с ней связанные, познакомились с научной литературой, и увлекательно, на хорошем литературном уровне их раскрыли.
Тот, кто не думает о будущем, не пытается его проектировать, тот застревает в настоящем, которое быстро превращается в прошлое. Нет ни одной престижной премии в этой области. По русской фантастике не снято ни одного признанного во всем мире блокбастера».